Индивидуальный латеральный профиль (детская версия)
Описание
Компьютерная Методика для определения степени латерализации – выявление лево- или праворукости, ведущей ноги, предпочитаемой стороны при зрительном и слуховом восприятии информации.
На основании полученных данных происходит автоматическое (программное) выявление Индивидуального Латерального Профиля ребенка (ИЛП). Именно особенности ИЛП могут быть причиной неуспеваемости и затруднений при восприятии учебного материала. Раннее выявление особенностей ИсерЛП позволяет проводить своевременную профилактику трудностей в обучении или оказывать помощь на раннем этапе обучения.
Методика является удобным инструментом в профессиональной деятельности педагогов, психологов, коррекционных-педагогов, дефектологов.
Индивидуальный Латеральный Профиль (ИЛП) это формула, которая позволяет определить ряд индивидуальных особенностей, влияющих на эффективность обучения по различным предметам и направлениям знаний.
Учитывая особенности ИЛП ребенка возможно:
- прогнозировать риски и проблемы школьной неуспеваемости, эффективность обучения в целом и по отдельным направлениям знаний;
- выявить причину недостаточной эффективности обучения, недостаточной успешности в определенных областях деятельности;
- подобрать индивидуальный план повышения эффективности обучения и производительности у детей;
- снизить стрессовую нагрузку, прогнозируя ситуации, связанные с высокой вероятностью ошибки из-за несостоятельности нервной системы и повысить стрессоустойчивость ребенка;
- сформировать индивидуальные стратегии педагогической и психологической помощи.
На чем основана методика определения Индивидуального Латерального Профиля?
Представленная методика основывается на полностью или частично компьютерном определении ведущей руки, ноги, ведущего глаза, уха. Она позволяет получить объективные данные для оценки степени выраженности латерализации как отдельных моторных и сенсорных функций, так и их совокупности – Индивидуального Латерального Профиля (ИЛП).
- При работе с детьми старше 8 лет необходимо также определять и ведущее полушарие (функциональную асимметрию). Однако у детей от 4 до 8 лет асимметрия полушарий головного мозга не определяется. Латеральный профиль строится исходя из общего положения о времени изменения латеритизации функций головного мозга в процессе развития. Так, принято считать, что до 6 лет условно доминирует правое полушарие, после 6 лет есть большая вероятность условного доминирования левого полушария.
Структура методики определения ИЛП
Методика включает в себя: специальное оборудование и программное обеспечение для проведения тестирования и оценки его результатов.
В компьютерной программе содержится два раздела, каждый из которых может применяться по отдельности и исследование может проводиться отдельно в разное время.
- Предварительное тестирование позволяет специалисту осуществить предварительное скриннинговое определение моторных и сенсорных асимметрий с использованием известных проб на латеральность. Результаты проб вручную заносятся в специальную компьютерную форму и далее автоматически обрабатываются с построением предварительного профиля. Полное непрерывное исследование в этом разделе занимает в среднем около 20-30 минут.
- Основное тестирование содержит компьютеризированные или частично компьютеризированые тесты на латеральность. Для того чтобы получить данные о ведущей руке, ноге, глазе и ухе используется специально разработанное оборудование. После завершения всех проб автоматически строится график, отображающий показатели латеральности и выводится буквенная формула – Индивидуальный Латеральный Профиль. Пробы можно проводить как по отдельности и в дальнейшем получать общий результат в виде профиля, так и последовательно в ходе одного исследования. Полное непрерывное исследование в этом разделе занимает в среднем около 40 минут.
На основании полученных данных об особенностях ИЛП ребенка специалист может:
- сформировать заключение о прогнозе возможных трудностей в обучении;
- выявить трудности восприятия информации в стрессовых ситуациях, в ситуациях связанных с использованием тех или иных форм обучения;
- оценить уровень стрессоустойчивости;
- использовать перечень рекомендуемых упражнений для улучшения способностей и повышения эффективности обучения.